13 Сентября 2016

Музей, доступный для каждого




Пожалуй, одной из самых актуальных тем для каждого музея является необходимость обеспечения доступа к культурным ценностям для посетителей с ограниченными возможностями.

В этой статье мы собрали успешные примеры по оснащению зарубежных музеев высокотехнологичными устройствами, которые позволяют людям с ограниченными возможностями знакомиться с искусством наравне со всеми.


Принято считать, что уровень жизни людей с ограниченными возможностями – это показатель развития города, страны, общества в целом. Если спросить любого инвалида, о чем он мечтает, он ответит: «На равных работать, общаться с людьми, творить – одним словом, иметь доступ к общественной жизни».

Бостонский музей изобразительных искусств
Фото: Bryce Vickmark for The New York Times

По данным первого официального глобального доклада о людях с ограниченными возможностями, количество людей с той или иной формой инвалидности составляет 1 млрд. человек – это 15% населения Земли, пишет The Guardian. По данным Министерства труда и социальной защиты РФ, в начале 2015 года в России насчитывалось более 12 миллионов инвалидов. Это означает, что каждый двенадцатый житель страны имеет врожденные, приобретенные или временные ограничения физического или ментального характера.

Бостонский музей изобразительных искусств
Фото: Bryce Vickmark for The New York Times

В Америке с начала 1990-х годов действует закон об инвалидах, требующий, чтобы все учреждения, в том числе музеи, были доступны для людей с ограниченными возможностями. В России подобные обязательные требования были введены лишь в 2011 году в рамках государственной программы «Доступная среда».

Согласно программе, которая будет реализовываться до 2020 года, во всех значимых областях социальной жизни должны быть созданы необходимые условия для людей с ограниченными возможностями здоровья. Во многих случаях это подразумевает не только введение некоторого оснащения, такого как пандусы, лифты или специальное покрытие поверхности пола, но и реализацию интерактивных программ.

Смитсоновский музей американского искусства был первопроходцем в этой области — экспозиционные решения, разработанные в музее, сегодня используются в выставочных пространствах по всему миру.

Первые шаги, сделанные на пути к преодолению барьеров во взаимодействии с «особыми» посетителями, были с технической точки зрения элементарными, однако совсем не маловажными; примером может служить такая бесхитростная инновация, как размещение видеоэкранов и ряда экспонатов на такой высоте, чтобы они были видны инвалидам-колясочникам.

В 2013 году Смитсоновский музей предложил своим «особенным» посетителям создать аудиогид по всей экспозиции, включающей 137 миллионов объектов. Подобные начинания хороши тем, что с их помощью вокруг музейной деятельности образовывается сообщество и происходит социализация инвалидов.

Растущая популярность планшетов и смартфонов, а также вопрос донесения обучающего контента до слабовидящих посетителей, заставляет музеи создавать мобильные приложения с функцией аудиогида. Также музейные мобильные приложения помогают людям с нарушениями слуха – вся аудиоинформация представлена в виде текста и удобна для восприятия.

В Бостонском музее изобразительных искусств открылось крыло «Искусства Америки», и специально под него было разработано приложение для мобильных устройств. Дизайн приложения также простроен таким образом, что его контент доступен в равной степени всем посетителям музея — вне зависимости от состояния их здоровья.

Важно отметить, что первоначально разработанный «черновик» приложения был опробован на «тестовой» группе посетителей; их взаимодействие с приложением было записано на видеоплёнку и тщательно проанализировано специалистами.

Мобильный гид в Бостонском музее изобразительных искусств
Фото: Bryce Vickmark for The New York Times

Мобильное приложение, выпущенное для посетителей Музея Гуггенхайма, также предлагает вербальные описания экспозиции; его дизайн предполагает возможность исключительно сенсорного управления, что удобно для людей с нарушениями слуха.

Мобильное приложение «Музей Гуггенхайма»


Особенно востребованы навигационные системы и программы, которые позволяют инвалиду ориентироваться в здании музея и его экспозиции самостоятельно — например, программа под названием «ByteLight», в которой навигация построена через взаимодействие смартфона со светодиодными фонарями, расположенными в помещении. Подобная программа работает в Музее науки в Бостоне, где ее использование началось в первых числах января 2014 года.

Демонстрация навигационной программы «ByteLight»

У многих именитых музеев мира (например, у Лувра, Метрополитэна, Лондонской Национальной галереи) есть специальные образовательные программы, построенные по принципу «трогать можно». Как правило, все подобные проекты до сих пор работали со скульптурой. Сегодня, с появлением технологии 3D-печати, можно создавать тактильные копии не только скульптур, но и картин.

В мадридском Музее Прадо в 2015 году открылась выставка «Прикасаясь к Прадо», ориентированная на слабовидящих посетителей. Для выставки были отобраны шесть картин, представляющих различные жанры. Полотна были оцифрованы, напечатаны на 3D-принтере и дополнены учебными материалами, написанными шрифтом Брайля, аудиогидами и картонными очками для зрячих посетителей, чтобы они могли увидеть картинку, так как без очков можно увидеть лишь мутные наслоения образов.

Didú. Hoy toca el Prado.

Многие музеи мира создают интерактивные программы для людей с нарушениями слуха и речи.

Первым музеем в Европе, предложившим своим посетителям видео-гиды на трёх языках жестов – бельгийском, фламандском и международном – стал брюссельский Музей Магритта. Видео-гид музея Магритта даёт глухонемым посетителям возможность углубить своё знакомство с 21 работой великого художника.



Whitney Museum of American Art в Нью-Йорке представил проект видео-туров по музею под названием «ASL Vlogs». Видео-туры или видео-блоги представляют собой цикл коротких видеоэкскурсий на американском языке жестов, которые проводят музейные педагоги с нарушениями слуха. С помощью этого проекта сотрудники музея стараются расширить культурные возможности для глухих и слабослышащих людей, а также создать словарь терминов в сфере современного искусства на языке жестов.

Будущее предлагает много возможностей для расширения доступа с помощью технологий, таких как 3D печати, мобильных приложений, а также новых адаптивных устройств.

Многие российские музеи стараются обеспечить доступ к своим коллекциям для всех категорий посетителей своими силами или с помощью технических средств, но этого недостаточно. Необходимо привлекать инвалидов к кураторской, менеджерской и педагогической работе; или, как минимум, создать консультативную группу людей с ограниченными возможностями, которые будут оценивать экспозиционное пространство и сопроводительные материалы новых выставок с точки зрения доступности.