20 Июля 2016

Все самое важное о разработке мобильного приложения для музея: советы и готовые решения




Все больше музеев задумываются о создании собственного мобильного приложения, чтобы представить богатство исторического наследия в новом пространстве – пространстве мобильных технологий, которое популярно у молодежи и активных пользователей современных гаджетов. Но при выборе конкретного решения возникает множество вопросов, главные из которых — «Какие возможности приобретает посетитель, знакомясь с музеем через приложение?» и «Какой функционал нужен именно нам?». В этой статье мы отвечаем на самые насущные вопросы, которые не раз задавали наши заказчики, и рассказываем о самых интересных мобильных приложениях музеев России и мира.




Возможности мобильных приложений на сегодняшний день практически безграничны. Постоянный контакт с посетителями и возможность показать экспонаты, хранящиеся в запасниках — это лишь часть позитивных изменений в жизни музея, которые могут произойти благодаря разработке мобильного приложения. В первую очередь мы предлагаем познакомиться со всеми возможными функциями современных музейных приложений, чтобы определиться с выбором необходимого функционала.

Информация для посетителя
Общая информация о музее (адрес, часы работы, телефон, стоимость посещения и экскурсий) помогает спланировать посещение музея.

Персональный гид
Мультимедийные возможности приложения превращают посещение музея в увлекательное приключение, позволяют увидеть экспонаты, которые хранятся в музейных запасниках, или побродить по выставке не выходя из дома, используя следующий функционал:
текстовые описания выставок и конкретных экспонатов;
дополнительные фото и видео материалы;
аудиогид на нескольких языках;
виртуальные туры в виде 3D панорам;
игровые экскурсии в формате онлайн-квестов.

Навигация
GPS-позиционирование и навигация внутри помещения позволяют построить маршруты экскурсии как в стенах музея, так и за его пределами. Например, появляется возможность организовать индивидуальные тематические экскурсии по городу.

Интерактивное взаимодействие с экспонатами
Приложения с технологией дополненной реальности могут показать ожившие картины, отреставрированные комнаты и здания. Подобные экспонаты вызывают настоящий восторг у посетителей музея.

Игротека
Тематические образовательные игры и онлайн-квесты в увлекательной форме знакомят посетителей с экспозицией. Например, можно собрать пазл из картины или совершить экскурсию по музею под руководством сказочного персонажа, выполняя интересные задания. Подобные функции в первую очередь интересны молодежи и детям.

Онлайн-магазин
Онлайн-покупка билетов и бронирование экскурсий дает возможность посетителю заранее запланировать посещение музея и не стоять в очередях в кассы. Кроме того, можно продавать доступ к отдельным разделам приложения, например, к тематическим аудиоэкскурсиям.

Интеграция с социальными сетями
Возможность добавлять информацию об экспонатах в избранное и делиться ею в социальных сетях создает вирусный эффект распространения информации о музее.

Статистика и аналитика
С помощью приложения, кроме стандартных опций статистики о количестве скачиваний и времени просмотра информации о каждом из экспонатов, можно узнать, какие залы и экспонаты пользуются наибольшей популярностью, или посмотреть на маршруты передвижения посетителей по зданию музея.

Всегда на связи
Новостная лента, афиша и личные сообщения в виде всплывающих push-уведомлений позволяют поддерживать связь с посетителями 24 часа в сутки, 7 дней в неделю и регулярно рассылать информацию о событиях музея без дополнительных расходов. Возможность связаться с куратором или другими экспертами музея, чтобы задать вопрос о выставке или оставить отзыв, помогает музею стать ближе к своей аудитории и делает посетителей лояльнее.

Совет № 1
Современный цикл мобильной разработки позволяет запускать проект с минимальным полезным функционалом, а затем дополнять его новым, получив отзывы первых пользователей. Поэтому не торопитесь сразу включать в приложение все перечисленные возможности.

Как создаются мобильные приложения?

Чтобы создать качественное мобильное приложение, которое понравится целевой аудитории музея, важно соблюдать определенную последовательность действий.



Изучение потенциальных пользователей мобильного приложения
На этом этапе проводится анализ потока посетителей музея, чтобы понять какой функционал приложения будет интересен каждой из возрастных и социальных групп. Например, взрослому поколению нравятся аудиоэкскурсии, а детям и молодежи экскурсии в форме квестов. По результатам этих исследований ставятся цели будущего проекта, и появляется техническое задание для разработчиков.

Определение технических требований приложения
Менеджер проекта согласовывает с заказчиком функционал, этапы разработки и стоимость мобильного приложения.

Проектирование и дизайн интерфейса приложения
Дизайн-концепция интерфейса за несколько итераций доводится до совершенства, чтобы создать условия для быстрого и удобного пользования готовым приложением. В результате мы получаем интерактивный прототип, который можно отдать на тестирование музею и потенциальным пользователям еще до размещения полностью готового приложения в открытом доступе. Метод фокус-группы позволяет выявить возможные недостатки прототипа.

Разработка приложения
Создать идеальные пользовательские сценарии недостаточно, важно реализовать их в приложении таким образом, чтобы всё, что задумано на этапе проектирования, стабильно работало. По завершении разработки приложение еще раз тестируется.

Публикация приложения в онлайн-магазинах и продвижение
С написанием последней строчки кода работа над приложением не заканчивается — теперь важно сделать так, чтобы о приложении узнали его потенциальные пользователи. На этом этапе начинается подготовка к публикации и размещение в магазинах приложений, отслеживание эффективности и надёжности работы.

Совет № 2
Сначала можно разработать мобильное приложение на одной из самых популярных платформ, например, Android, а потом выпустить приложения для iOS и Windows Phone, чтобы сэкономить бюджет на первоначальном этапе.

Мобильные приложения музеев мира

Музеи и картинные галереи по всему миру все более активно и творчески создают мобильные приложения для взаимодействия с самыми разными посетителями.

Например, мобильное приложение «Выдающийся архитектор» Парижского музея современного искусства фонда Louis Vuitton (FLV) создано специально для детей. «Цифровое поколение никогда не расстается со своими устройствами, поэтому мы должны быть внутри их планшетов и смартфонов», — говорит Стефан Безомбэ, независимый консультант по цифровым технологиям музея FLV.

Пока взрослые знакомятся с экспозицией, детям не дают скучать и предлагают исследовать современное искусство по-своему: с помощью игр, рисования и поиска экспонатов. Приложение доступно на английском и французском языке на планшетах iPad, которые посетителям музея бесплатно выдают при входе в музей.


Приложение «Sign-Language» Музея изобразительных искусств Будапешта предназначено для слабослышащих — о 150 произведениях искусства рассказывается на международном вспомогательном языке. Доступ к разделу с сурдопереводом открывается после внесения платы за дополнительные функции.


Новое приложение для мадридского музея Прадо «Second Canvas Museo del Prado» позволяет любителям искусства рассмотреть экспонаты испанского музея так близко, как это могут делать только кураторы и художники-реставраторы. Программа, разработанная компанией Madpixel, использует технику рентгена и инфракрасной аппаратуры, чтобы выделить слои краски, нюансы холста и даже эскизы художника, лежащие в основе картины.

Приложение дает возможность изучить 14 экспонатов музея и предоставляет пользователям несколько дополнительных сервисов, например, аудиоруководство и ссылки на дополнительную информацию. Second Canvas можно подключить с iPhone или iPad к телевизору и рассматривать картины на большом экране. Приложение платное, его можно приобрести в App Store за 3,59 €.


Приложение музея Гуггенхайма «Guggenheim» наиболее удачно расширяет музейную жизнь людей, интересующихся современным искусством. «Guggenheim» реализует самые главные задачи, которые стоят перед музейным приложением: это обеспечение навигации по зданию и предоставление информации об экспозиции. В приложении найдётся много интересного: информация о 1 300 экспонатах, аудио-, видео- и фотоматериалы о коллекциях, виртуальные гиды по собраниям музея.

Это приложение можно просто открывать пару раз в месяц, чтобы быть в курсе музейной жизни Нью-Йорка. Например, даже если вы не успели посетить ту или иную выставку, её можно без проблем скачать из архивов и подробно изучить вместе с аудиогидом для каждого экспоната — для этого нужно зайти в раздел Past Exhibitions и скачать интересующее вас событие.


Приложения музеев России

С помощью приложения «Музей Эрмитаж» каждый желающий может совершить экскурсии по залам музея и увидеть около 3 млн. экспонатов. Интерактивные планы этажей позволяют сориентироваться внутри. Прогуляться по музею можно либо виртуально, либо реально, организовав тематическую экскурсию по своему интересу. С помощью приложения вы сможете познакомиться с музейными новостями, узнать о событиях и выставках, сохранить понравившееся изображение, послать электронную открытку друзьям в twitter и создать свою коллекцию любимых произведений. Кроме того, приложение помогает проложить маршрут и напоминает, сколько времени осталось до закрытия.


Мобильное приложение «RM Guide» создано в рамках проекта «Русский музей. Дополненная реальность» и использует соответствующую продвинутую технологию. Рядом с экспонатами в музее, в буклетах, открытках и каталогах размещаются специальные метки — QR-коды. Когда посетитель ходит по экспозиции, то своим смартфоном он может считать код и получить информацию об экспонате.


С 2011 года Лаборатория мультимедийных решений разрабатывает музейные и туристические мобильные приложения для iOS и Android.

В нашем портфолио собраны функциональные приложения с удобным пользовательским интерфейсом и уникальным дизайном.

Яркое игровое приложение «Открой пермский период!» для Музея пермских древностей.



Передовое мобильное приложение «Гид по Кунсткамере» для музея этнографии и антропологии имени Петра Великого Российской академии наук с использованием технологии iBeacon для задачи Indoor Navigation, которая позволяет определять положение посетителя музея на карте с точностью до 3 метров.



Мобильное приложение «Комната Велимира» для Дома-музея Велимира Хлебникова с использованием технологии распознавания экспонатов по внешнему виду.



Собственное единое мобильное приложение для музеев и персональный гид для индивидуальных посетителей «Maugry», с функцией распознавания QR-кодов, которое превращает смартфон в экскурсовода, чтобы посетитель музея мог совершать путешествия в мир искусства самостоятельно, не прибегая к услугам профессионального гида.



Мы готовы поделиться опытом разработки музейных приложений со всеми, для кого создание собственного приложение стало актуальной задачей, и ответить на самые сложные вопросы.

Напишите нам или закажите разработку мобильного приложения
в Лаборатории мультимедийных решений!
Уверены, Вы будете довольны результатом!