Привлекать внимание посетителя, не отвлекая его при этом от музейного предмета важно всегда, но вдвойне – когда речь идет о такой особенной теме как Великая Отечественная война. Привносить мультимедийные инструменты в традиционное и душевное пространство Музейно-выставочного комплекса «Волоколамский Кремль» следовало особенно деликатно.
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
О ЗАКАЗЧИКЕ
Заказчиком проекта выступил Музейно-выставочный комплекс «Волоколамский Кремль» совместно с администрацией Волоколамска. Волоколамский кремль – уникальный памятник истории, культуры и архитектуры, расположенный на городском валу. Экспозиция музея представляет край с IV в. до н.э., с периода появления первого человека на территории северо-запада Подмосковья. Особый интерес посетителей вызывает история Великой отечественной войны, Московской битвы, бои под Волоколамском.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Целью проекта стало создание интерактивного музея, посвященного подвигу героев-панфиловцев, участвовавших в обороне Москвы во времена Великой Отечественной войны. Проект ориентирован преимущественно на молодую аудиторию, которая знакомится с героическими подвигами соотечественников.
РЕШЕНИЕ
Приступая к проработке проекта, мы решили придерживаться комплексного подхода, продумывая не только особенности каждого интерактивного экспоната, но и такие аспекты как сценарии посещения музея. Требовалось органично вписать посещение интерактивного музейного пространства в уже существующий экскурсионный маршрут туристических групп, которые приезжают на территорию мемориального комплекса Волоколамска знакомится с интерактивными экспонатами музея-блиндажа.
Общий вид мультимедийной экспозиции
С учетом того факта, что музейное пространство может единовременно вмещать не более 20 посетителей, было принято решение делить каждую туристическую группу на две подгруппы: в то время, пока первая часть изучает мемориальный комплекс снаружи, вторая находится внутри. После ознакомления с первой локацией группы меняются. Особое внимание в процессе реализации проекта мы уделили исторической значимости экспонатов и аутентичности антуража. Чтобы избежать исторических неточностей в информационной составляющей и объектах интерьера, наши специалисты сотрудничали с историками, специализирующимися на изучении времен ВОВ.
АНДРЕЙ ДУРАКОВ генеральный директор
Лаборатории Maugry
Посещение интерактивного музея-блиндажа начинается с небольшого введения в тематику музея - просмотра фильма, смонтированного нами для панорамного экрана. В этом фильме представлены основные исторические факты от начала Великой Отечественной Войны до героического подвига панфиловцев у разъезда Дубосеково. Нам удалось сделать фильм достаточно информативным, и в то же время ярко эмоционально окрашенным. Нередко мы наблюдали, как даже у суровых чиновников во время просмотра проступали слезы на глазах. После просмотра видеофильма, когда зажигается свет и убираются панорамные экраны, посетителям предоставляется возможность ознакомиться с интерактивными экспонатами в свободном режиме. Через каждый экспонат мы постарались отразить определенную часть жизни бойцов красной армии во время Великой Отечественной войны.
Экспонат «Интерактивный вещмешок»
Интерактивный вещмешок – это своего рода квест, в котором посетителю предлагается определить, какие из представленных предметов времен ВОВ принадлежали той или иной категории военнослужащих: летчику, медсестре, командиру или солдату. Для этого необходимо выбрать персонажа и выбрать все предметы, которые могли находится в его личном вещмешке.
Все представленные предметы идентичны тем, которые принадлежали участниками войны. Некоторые же из них (фляжка, краги летчика, офицерский планшет) были произведены в 1940-х годах и принадлежали героям войны, защищавшим нашу Родину. Посетителям предоставляется шанс не только увидеть уникальные вещи, пережившие военные действия, но и прикоснуться к ним, что является отличительной особенностью данного экспоната от традиционных музейных выставок.
Экспонат «Рентген оружия»
Этот экспонат знакомит посетителей с оружием времен Великой Отечественной войны. На горизонтальной витрине представлены пистолет ТТ, винтовка Мосина со штыком, пистолет-пулемет Шпагина (ППШ-41), самозарядная винтовка Токарева (СВТ-40), пулемет Дегтярева (ДП-27), пистолет Наган 1895 г., малая пехотная лопата (МПЛ-50), граната Ф-1 (лимонка), ручная граната Дьяконова обр. 1933 г. (РГД-33), коктейль Молотова, нож разведчика (НР-40).
Большинство образцов являются оригинальными, но деактивированными. Некоторые из них, например, винтовка Мосина, участвовали в военных действиях. Благодаря технологии дополненной реальности, посетители могут ознакомиться с внутренним устройством оружия и принципами его работы. Для этого необходимо воспользоваться одним из планшетов, расположенных рядом. При наведении его камеры на интересующий экземпляр оружия возникает 3D модель оружия, которая позволяет изучить оружие в разрезе и даже увидеть замедленный процесс выстрела.
Экспонат «Роботы-аниматроники»
Экспонат представляет собой программно-аппаратный комплекс, состоящий из роботов-аниматроников и сенсорных киосков. Роботы выполнены по образу и подобию бойцов красной армии: снайпер и стрелок времен Великой Отечественной войны. Управление механическими солдатами происходит при помощи сенсорного пульта-экрана, расположенного рядом с каждым роботом, где им отдаются приказы «на позицию» и «огонь». Также на сенсорных экранах представлена подробная информация об обмундировании каждого из представленных солдат и их оружии.
Экспонат «Бинокуляр виртуальной реальности»
Наша собственная разработка, созданная по аналогии с туристическим бинокуряром на основе очков виртуальной реальности. Специально для этого экспоната были проведены съемки панорамного видео в формате 360 реконструкции боевых действий в разъезде Дубосеково. Благодаря механизму очков виртуальной реальности и прилагаемым к бинокуляру наушникам посетитель «переносится» на поле боя, становясь наблюдателем боевых действий. Ракурс демонстрируемого видео синхронизируется с поворотом бинокуляра, погружая посетителя в атмосферу боевых действий, происходящих вокруг него на 180 градусов.
Экспонат «Карта боевых действий»
Карта боевых действий – это наиболее ценный с исторической точки зрения экспонат, который знакомит посетителей с историей сражений за период с июня 1941 по январь 1942 г.г.. Экспонат представляет собой программно-аппаратный комплекс, состоящий из сенсорной панели управления и большого плазменного экрана перед ним. На экранах представлена интерактивная карта боевых действий, начиная от первых дней Войны и заканчивая столкновениями под Москвой. Посетители могут выбрать на панели управления интересующее сражение и изучить информацию о нем, которая представлена в формате инфографики: состав войск, командиры сторон, исход битвы, боевые потери. После изучения ключевых данных посетитель видит карту, на которой динамически отображается ход боевых действий.
Основная сложность в работе над экспонатом заключалась в необъятном количестве существующих исторических сведений. Для того, чтобы отобрать информацию для интерактивной карты, наши специалисты изучили множество материалов из исторических архивов о Великой Отечественной Войне, проанализировали их, и в конечном итоге представили в максимально удобном и наглядном для посетителей виде.
Экспонат «Командирский стол»
Данный экспонат – уникальный мультимедийный проект, который позволяет посетителям почувствовать себя в роли военачальника! Интерактивный комплекс состоит из аутентичного командирского стола, на котором представлены предметы из советских штабов времен ВОВ, и 80-дюймового экрана, с которым посетитель взаимодействует для выполнения заданий. Квест состоит из трех вопросов, связанных с обороной Москвы. Перед каждым вопросом посетитель видит на экране предысторию – диалог командира и рядового - после чего командир звонит герою квеста. На находящийся на столе телефон поступает звонок, в котором командир задает главнокомандующему вопрос. После завершения заданий посетитель видит на экране свой результат: хорошо ли он знаком с историей обороны Москвы?
Важной особенностью работы над экспонатом стал серьезный подход к подбору актеров, исполняющих главные роли видео-заставок, и созданию их диалогов. Найти подходящих персонажей нам удалось среди профессиональных актеров Пермского академического театра (Театр-Театр). Над созданием диалогов героев трудились специалисты-историки, которые изучили особенности речевых оборотов того времени. В итоге удалось воссоздать не только стол командира Советского войска, но и атмосферу настоящего советского штаба.
Экспонат «Интерактивная примерочная»
Благодаря технологиям дополненной реальности интерактивная примерочная позволяет посетителям музея примерить форму участников военных действий: фельдшер, летчик, рядовой, танкист, зимняя форма бойца. Посетителю лишь нужно подойти к 80-дюймовому вертикальному зеркалу и выбрать на экране форму, после чего трехмерная модель формы калибруется индивидуально для каждого посетителя.
РЕЗУЛЬТАТ
9 мая 2017 года музей-блиндаж принял первых посетителей. Открытие музея прошло под руководством главы Волоколамского района Евгения Гарвилова. Среди гостей также присутствовали губернатор Андрей Воробьев и заместитель министра культуры Московской области Надежда Жилкина.
«Очень сложно сделать достойный проект на таком небольшом пространстве, но я считаю, что у Волоколамского муниципалитета получилось отлично. Уверена, что посетители останутся довольны. В муниципальных музеях на сегодняшний день большая редкость применение мультимедиа. Этот проект один из первых, и я думаю, мы будем тиражировать этот опыт мультимедийных экспозиций на небольшом пространстве в других учреждениях», – прокомментировала Надежда Жилкина.